Счастье и победы Римы — уважаемой жительницы района

Счастье и победы Римы — уважаемой жительницы района

Счастье и победы Римы.

Рима Александровна Лобкова — известный и уважаемый житель района. В Калининской ее хорошо знают и помнят как бессменную заведующую аптекой № 228, одной из лучших аптек Кубани. Рима Александровна — очень милый, замечательный человек, приятный в общении. Наш разговор с ней о войне и о жизни состоялся возле дома, в котором она живет с детьми и внуками. Вокруг цветут розы, ромашки, астры, хризантемы..
— Это дело рук соседа Виктора, бывшего капитана дальнего плавания, — рассказывает Рима Александровна. — Он посадил цветник возле нашего подъезда, а я с удовольствием ухаживаю за цветами. 30 лет держала дачу с садом за станицей. К нам в гости за ягодами и фруктами приезжали родные и друзья со всей России. Для людей и растила все. Теперь сил хватает только на палисадник.
Если учесть, что Риме Александровне идет 90-й год, она — просто герой! А ее память выдает такие детали из прожитой долгой интересной, и с ее слов- счастливой жизни, что не каждому молодому суметь.

Геноцид. Без срока давности  Счастье и победы Римы

— Война застала мою семью в хуторе Северин Тбилисского района, — делится воспоминаниями Рима Александровна.
— Я успела окончить первый класс. Во второй — уже не пошла. Родители работали в племенном зверосовхозе «Северинский». Мы знали, что идет война, но до нашего хутора она еще не доходила. Папу отправили на фронт под Сталинград. Он попал в ряды Красной армии, когда уже некого было больше забирать в солдаты. Папе было 45 и он был болен. В хуторе остались одни женщины и дети, да немощные старики. Помню, что мы с мамой погрузили на тачку свои пожитки и пошли пешком в соседний хутор к ее сестре. Шла целая вереница хуторян, в сопровождении солдат. Мы попали под бомбежку. Немецкий самолет целился в мост через реку Зеленчук, но промахнулся. Мы все упали на землю, как приказали солдаты. Это нас спасло. Потом меня посадили на телегу с противогазами, а мама также шла рядом. Бомбежки повторялись. В 42 году мы попали в оккупацию. Началась совсем другая жизнь — под дулом автоматов. Фашисты на мотоциклах и машинах заезжали в станицы и хутора. Набивались в наши дома, отбирали скотину, продукты, всё, что видели. Помню свой страх и унижение, когда толпа немецких солдат ворвалась к нам, а мама в это время меня купала. Они требовали — «млеко, млеко»!

Много ужаса мы пережили  Счастье и победы Римы

У нас корова была, молоко все забирали. Мама меня собой закрывала, а они гоготали. Глумились над нами — малыми детьми. Собирали с криком «киндер!» и гнали на пастбища с гусями, утками. Там при нас стреляли в птиц и ржали над тем, какой мы испытывали страх. Много ужаса мы пережили. Иногда задумываешься, где было легче — на фронте или в тылу. Фашисты установили свой «новый порядок», превращали нас в рабов. В первую же ночь, как зашли в хутор, расстреляли женщин — руководителей предприятий. Это были директор рынка, заведующая библиотекой, главный бухгалтер совхоза и другие. Все были коммунистками. Их дети остались сиротами. Откуда фашисты узнали, кто в хуторе коммунисты? Потом выяснилось, что предателем был секретарь сельского совета Шевлягин, бывший раскулаченный. Он выдал фашистам сотни земляков. За подлость ему платили дойчмарки. На всю жизнь запомнила его фамилию. После освобождения хутора от оккупантов, фашистских прихвостней — Шевлягина с сыном-полицаем повесили на глазах всех хуторян. Провели расследование, все давали показания. Предатели от возмездия не ушли.

Маленькая Рима стала свидетелем зверства нацистов над еврейскими семьями

Но до этих событий было еще далеко. Маленькая Рима стала свидетелем зверства нацистов над еврейскими семьями, которые переселились на Кубань из Прибалтики. — В микрорайон, где жили беженцы — еврейские семьи, подъехала немецкая машина, в народе ее называли «душегубка». Людям сказали собрать все ценные вещи, документы, золото, деньги и продукты на 3 дня. Всем подготовиться к эвакуации. А вывезли их за хутор и в противотанковых рвах расстреляли всех взрослых. Детей оставили в машине, они задохнулись газами. Деньги и золото убитых собрали.
В начале 1943 года в хутор пришли наши. Хуторяне из окон домов смотрели, как фашисты бежали из селений. Красная Армия освобождала один за другим населенные пункты Кубани.

Победа пришла в день рождения Счастье и победы Римы

— Мороз за 30 градусов, как никогда, — продолжает свой рассказ Рима Александровна.
— Куда девалась вражеская спесь и превосходство? Они были жалкие, сопливые, синюшные от холода. Натягивали на себя одеяла, половики и скатерти, заматывались, как чучела. Пытался сбежать с фашистами и предатель с полицаями. Всех выловили, вернули и предали народному суду по всей строгости закона военного времени. Хутор возвращался к мирной жизни. Заработала школа. Я пошла во второй класс. После уроков дети работали на полях, собирали колоски, овощи, косили траву на корм скоту. Набивали в мешки и носили на своих худюсеньких плечиках на склады. После долгого молчания пришла весточка от папы. Вокруг были одни похоронки. Его считали пропавшим без вести. И вдруг папа появился на пороге нашего дома. Помню, как мама от неожиданности ведра с водой из рук выронила. А он не мог говорить после тяжелого ранения. Мы все плакали, обнимались.
День рождения Римы — 8 мая после войны стали отмечать с особой радостью, ведь он совпал с долгожданной Победой!

Счастье людям служить

Может, тогда и родилась у Римы ее главная мечта — стать медиком, чтобы вылечить папу и всех, кто защитил их от врага. Местная аптека, куда девочка носила на продажу молоко, была для нее самым красивым и загадочным местом в хуторе. Рима твердо решила стать фармацевтом и работать в аптеке. К своей цели шла шаг за шагом. Школу окончила с отличием, затем получила красные дипломы медицинского техникума и фармацевтического института в Пятигорске. По направлению поехала работать в Казань.
— Под свою ответственность приняла новую большую аптеку города со штатом 40 человек, — продолжает Рима Александровна. — Мне чуть за 20, а мои подчиненные вдвое старше. Фармацевтических заводов не было, аптеки сами изготавливали препараты. Работало целое производство, и я всем руководила. https://kalinagazeta.ru/ekspozicii-muzeya-o-zemlyakax-frontovikax/
Когда работа была отлажена, Риму Лобкову направили на другой участок — в станицу Калининскую Краснодарского края, где был острый вопрос в наведении порядка в самой крупной аптеке из -за недисциплинированности руководства.

Это были самые счастливые годы жизни

— Я проработала на посту заведующей аптеки № 228 более 20 лет. Это были самые счастливые годы жизни. Аптека располагалась в центре станицы в самом красивом здании сталинской архитектуры. Когда его разрушили, я не могла сдержать слез. Коллектив был дружный, трудолюбивый, понимающий новые задачи. Постепенно калининская аптека среди 268 аптек края стала лучшей по основным показателям: по заготовке сырья, выполнению торгово-финансового плана, экономии государственных средств за счет рационализаторства, отсутствию хищений и нарушений санитарных требований. Аптека под руководством Римы Александровны была главным источником комплектования центральной районной больницы и обеспечивала препаратами 5 аптек и 18 аптечных пунктов района. Обеспечить бесперебойную доставку лекарств по всему района — задача не из простых. Частенько директор головной аптеки задерживалась на работе до ночи. Днем работала с медикаментами, ночью — с документами. И была счастлива от осознания, что приносит пользу людям. А люди выражали Риме Лобковой не раз свое доверие, выбирая ее в руководящие посты по административной, профсоюзной и партийным линиям. Общественная работа для Римы Александровны никогда не была формальностью. За свое дело, порученное земляками или высшим руководством, она болела всей душой. Рима Александровна награждена знаком «Отличник здравоохранения РФ». Прожить так, чтобы было чем гордиться, чтобы люди вспоминали с уважением и добром, — это и есть счастье, убеждена Рима Александровна.

Поделиться ссылкой: