Экспозиции музея – о земляках-фронтовиках
Давненько не было возможности побывать в Старовеличковском Народном музее. Помню, что там собрано большое количество экспонатов о земляках-участниках Великой Отечественной войны. Много лет станичники приносили в музей свои реликвии: ордена и медали, планшет, шинель или китель, записную книжку, наградной лист, фронтовые письма-треугольники и, конечно же, старые фотографии. Сотрудники музея проводят немало тематических мероприятий, что становится настоящим событием для людей разных возрастов, которые активно обсуждают, о которых потом еще долго вспоминают. Например, в последние годы популярной стала Всероссийская акция «Ночь музеев». Задолго до юбилея Великой Победы собиралась побывать в музее, но все не складывалось. Тогда попросила заведующую музеем Яну Кучер прислать по электронной почте данные о героях старовеличковских семей. Она выполнила мою просьбу. Но прислала так много материалов, что в один номер «Калининца» их никак не удастся поместить. Сегодня предлагаем читателям повествование только о трех.
А было саперу всего девятнадцать
Андрющенко Василий Сергеевич родился в 1925 году в Старовеличковской. Учился в СШ N5, в 8 классе был секретарем комсомольской организации школы. В апреле 1943 года его призвали в Красную Армию. Участвовал в боях на «голубой линии», освобождал город Крымск (тогда станицу Крымскую). Воевал Василий в составе 509 стрелкового полка 236 стрелковой дивизии, военная профессия — сапер. В составе третьего Украинского фронта освобождал Николь, Кривой Рог, участвовал в окружении и уничтожении 18 немецких дивизий, 22 дивизии и 5 бригад королевской Румынии в августе 1944 года.
В газете «Боевая красноармейская» была статья «Инициатива» о том, как саперы взяли языка. Привожу выдержку из этой статьи: «Группа саперов работала у полотна железной дороги, оборудуя командный пункт. На рассвете бойцы увидели немцев, которые окапывались в 150 метрах от дороги. Саперы решили захватить вражеский пулемет. Под ураганным огнем сержант Сыворотка, рядовые Андрющенко, Изнемов и Резниченко поползли к врагам. Неожиданно Василий Андрющенко увидел немца, притаившегося за копной соломы. «Сдавайся, фриц!», — крикнул Андрющенко и ударил его прикладом автомата. Тем временим другие бойцы захватили пулемет и открыли из него огонь по убегающим немцам. Захваченный в плен немец дал ценные показания».
25 мая 1945 года семья Василия получила «Извещение». Старший сержант Андрющенко Василий Сергеевич, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, погиб 18 ноября 1944 года. Похоронен в братской могиле в Югославии, в местечке Чипрошат. А было храброму саперу всего 19 лет. Василий Сергеевич награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Имя его занесено на станичный обелиск и в Книгу Памяти Краснодарского края.
Он играл на трубе
Григорий Александрович Терещенко родился 17 марта 1921 года в Старовеличковской, в семье было четверо детей. Гриша окончил 7 классов и пошел работать в колхоз, затем поступил на курсы трактористов при МТС. В 1940 году Григория призвали в Красную армию. Служил в Западной Белоруссии, в Западном особом военном округе, 4-й танковой дивизии, 7-м танковом полку, в городе Белосток. В музее хранятся воспоминания бывшего фронтовика. Они привлекают своей правдивостью и последовательностью, каких не найти в художественных фильмах и книгах: «Меня направили в музыкальный взвод, так как я играл на трубе. Нападение фашистской Германии началось в три часа 15 минут, когда на границе не везде наступило утро. Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее разведанным целям. Гитлеровская авиация обрушила на нас бомбовые удары. Завязались ожесточенные сражения».
Дальше автор рассказывает, что в первый день войны музыкальный взвод помогал семьям командиров эвакуироваться. А между тем его часть отступала к реке Неман, ведь фашисты имели большое превосходство в живой силе и технике. Под Белостоком попали в окружение 10-я и 3-я Гродненские армии. С боями они вышли из кольца, хотя много солдат попало в плен. Отступали до города Вязьмы Смоленской области. В конце сентября 1941 года немцы пошли в наступление на Москву, и 7 октября в районе Вязьмы окружили часть сил Западного и Резервного фронтов. Попавшие в окружение армии героически сражались, стремясь прорваться из «вяземского котла». В этом котле оказалась и часть, в которой служил старовеличковец. Вырваться удалось лишь отдельным группам, но эта борьба сковала 28 соединений противника. Григорий Терещенко с группой товарищей вышел из окружения на оккупированной немцами территории, а потом им удалось прорваться к своим. Их направили в Подольск на проверку и распределили по частям в феврале 1942 года.
Григорий попал в Подольское артиллерийское училище, но вскоре заболел тифом. После выздоровления ему дали месячный отпуск домой, чтобы поправить здоровье. 15 мая военкомат направил его в Моздок, в Западный полк. Потом – в Грозный, в Тбилиси, в Баку. Там через некоторое время погрузили на пароходы и в Красноводск, а оттуда по железной дороге в Бийск Алтайского края. В январе 1943 года наш земляк попал на пополнение в 204 Сибирскую дивизию под Сталинградом. Она входила в ударную группировку 64-й армии – командующий М.С.Шумилов. Григория назначили командиром расчета батареи 223 стрелкового полка. Дивизию перевели на самый опасный участок обороны – Стародубовку. Артиллеристам пришлось ударно поработать: отбить все танковые и пехотные атаки противника. А он одновременно бросал в бой до 100 танков при поддержке авиации.
Григорий пишет о том времени: «31 января 1943 года мы успешно прорвали оборону противника, вышли к Волге и соединились с 13-й гвардейской дивизией генерала Родимцева. В итоге этих боев был завершен разгром немецких войск. 2 февраля Сталинградская группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировала 204 стрелковая дивизия была преобразована в 78 гвардейскую стрелковую дивизию. Отличившимся в боях вручили Правительственными награды. Мне — орден Отечественной войны l –й степени».
После Сталинграда наш земляк участвовал в другом решающем сражении — на Курской дуге. Там в июле 1943 года 400 танков с меловых гор били прямой наводкой по находящимся внизу нашим позициям. Целая армада немецкой авиации (по 100 и более самолетов одновременно) непрестанно сбрасывала бомбы. 78 гвардейская стрелковая дивизия сдерживала врага, а 22 июля перешла вместе с другими войсками в решительное контрнаступление. 5 августа, после ожесточенных боев, освободили Белгород. В этот день столица нашей Родины Москва, впервые с начала войны салютовала доблестным воинам Советской Армии. А Григория наградили орденом Красной Звезды.
Потом были тяжелые бои за Харьков, за всю Правобережную Украину, форсирование Днепра. В январе 1944 года — знаменитая Корсунь-Шевченковская операция. К 3 апреля дивизия первой подошла к Днестру в ночь, не задерживаясь, на подручных средствах – рыбацких лодках, плотах, бревнах и досках, дивизия переправилась на правый берег реки, отрезала врагу пути отступления.
В апреле 1944 года Григория направили в военно-политическое училище, в город Горький. В феврале 1945 года он попал на Западный фронт. В январе 1947 года перебросили его в Ленинградский военный округ, а в апреле 1948 года демобилизовали. Вернулся лейтенант домой. Работал в колхозе имени Кирова секретарем, бригадиром, а после объединения колхозов, учетчиком до пенсии. Родные бережно сохранили все его награды: ордена Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», Жукова Г.К., «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», памятный знак «Участник форсирования Днепра». Вместе с супругой он вырастил четверых детей. Война в семье Терещенко оставила жестокий след. Брата Андрея (1923 года рождения) мобилизовали в Красную Армию в 1941 году. Он погиб в январе 1944 года на Сандомирском плацдарме. Младший брат Виталий (1929 года рождения) подорвался летом 1943 года на гранате, которую нашел на дне реки Понуры.
Рассказывал, как враг пришел в станицу
C Иваном Семеновичем Шашко я была хорошо знакома. Много лет назад писала о нем, как о ветеране войны, зарисовку, потом не раз встречалась на праздновании Дня Победы в Краснодаре и в станице. До последних своих дней он пел в ветеранском хоре Старовеличковского ДК, был общительным, веселым, любил пошутить. В позапрошлом году он выступал на митинге 22 июня, в «Калининце» был об этом репортаж, и ветеран попал в объектив фотографа. А через несколько дней Ивана Семеновича не стало.
Родился Иван Семенович 28 октября 1926 года в Старовеличковской, в семье казака. Окончил шесть классов школы №5 и пошел работать в колхоз имени Рогачева. Помню, что ветеран рассказывал, как в мае 1942 года немецкие самолеты бомбили железнодорожный мост, что недалеко от вокзала. Когда немцы приближались к станице, по приказу секретаря райкома партии сожгли все сено, что заготавливали для армии, чтобы не досталось немцам. 16-летний Иван лично сжег три стога. Потом подожгли элеватор, он был деревянный, но весь не сгорел. Подгоревшее зерно жители Старовеличковской и Поповичевской выхватывали из огня и уносили домой.
8 августа 1942 года станицу заняли фашисты. Враги квартировали в каждом дворе. В январе-феврале 1943 года немецкие войска потерпели поражение под Сталинградом, началось освобождение Кубани. Фашистам надо было любой ценой удержать железную дорогу, по которой шли в Новороссийск и на «голубую линию» техника и живая сила. Поэтому враги заставили под дулами автоматов стариков, женщин и подростков рыть окопы вокруг станицы. Но все равно 17 февраля после продолжительного боя советские части выбили вон врага. В апреле 1943 года Ивана призвали в армию. Пешком пошли парни в военкомат Тимашевской. Попал наш земляк на первый Украинский фронт (командующий маршал И.С.Конев). В конце июля 1944 года Иван участвовал в форсировании реки Сан (недалеко от Львова). В ожесточенных боях на Сандомирском плацдарме его ранило в левое плечо. После выздоровления участвовал в знаменитой Висло-Одерской операции, брал Бреслау, где был второй раз ранен, теперь уже в ногу.
О многом в свое время мне рассказывал Иван Семенович. Как-то по дороге из Краснодара в автобусе завел разговор о моей фамилии, знала ли я Героя Советского Союза полковника Григория Федотовича Короленко? Ответила, что это двоюродный дядя моего покойного мужа, а видела я его в Ейске всего раз. Договорить на эту тему тогда не удалось. А теперь, в сведениях из музея, нашла разгадку такого интереса Ивана Семеновича. Под Ниске попали гвардейцы в окружение. Командовал ими полковник Г.Ф.Короленко. Всего один танк был в полку, но под его прикрытием удалось выйти из окружения. Видно, тяжко было, если на всю жизнь запомнил солдат своего командира, под командованием которого вышли из окружения. А после этого взяли старовеличковца в разведку. Войну он закончил в Чехии. В победном 1945 году после демобилизации вернулся он в родную станицу, продолжил работать в колхозе. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Жукова Г.К. и юбилейными.
Это рассказ только о трех фронтовиках-старовеличковцах, а воевали за Родину многие сотни. Низкий поклон всем! Вечная память ушедшим в мир иной, благоденствия ныне здравствующим.
Материал подготовила
Нина Короленко.