Когда старость – не в радость

Маленькая бабушка, склонившись над тарелкой, аккуратно ест молочную кашу. Она сегодня очень вкусная, как, впрочем, и всегда. Старается, чтобы молоко не капнуло на халат, тумбочку. Чистюля. Да и свежи ещё в памяти недовольства невестки за каждую упавшую крошку. Лицо, шея, руки усыпаны морщинками. Светло-голубые глаза — маленькие, чуть с прищуром. Наверняка, в молодости они были большие, более выразительные. Это сейчас катаракта даёт о себе знать. И грусть. Глубокая, тоскливая, щемящая сердце грусть. Её видно, она ощущается. А ведь позади длинная и интересная жизнь. Любящий муж, единственный сын. Работа в местном колхозе с утра и до вечера. Работали, не жалея сил. Ведь было для кого стараться. Сынок рос, хорошо учился. Вместе с мужем тянулись, как и все – надо дать высшее образование. И ведь дали. Гордость родителей – выпускник престижного кубанского вуза. Сын по распределению уехал в Самару. Остались родители сами. Но счастливые, ведь у их наследника, продолжателя рода — перспективы, большие планы.

Недожив до шестидесяти пяти два месяца, умер супруг. Инфаркт. Вдова тяжело переживала горе. Каждый день часами сидела у могилки. Иногда рассказывала, как она справляется без него, иногда — просто молчала. Через несколько лет жить одной стало тяжело. Обслуживать себя сложнее – руки не слушались, зрение подводило. О хозяйстве и речи быть не могло – силы покидали её каждый день.

Счастью не было предела, когда в один из дней в её окно постучал сын. Он приезжал и раньше, но всё реже и реже – раз в четыре-пять лет. У него своя жизнь, дети, внуки, работа. Старики и не просили большего – всё понимали. Сын приехал с намерением — забрать маму к себе. Бабушка, которая не привыкла обременять, стеснять своих родных, долго сомневалась, но всё же согласилась погостить. Родня сына приняла родственницу тепло. Выделили спальное место в проходной комнате, показали двор. Но только не очень долго гостила бабушка. Невестка стала раздражаться из-за гостьи. То кашляет громко, то ногами шоркает, когда ходит по квартире, то крошки на чистый пол рассыпает. Всё чаще в семье стали случаться скандалы. Сын оказался между двух огней. Выбирал недолго. В глаза не смотрел, сильно не объяснялся, но свою старенькую маму привёз обратно в родительский дом. Так прошло ещё пару лет. Помогала соседка. Хлеба купит, молока. Готовит себе обед и старушке занесёт – много ли ей надо. А когда заболела, то совсем слегла. Так она и оказалась в новониколаевской больнице. Несколько недель врачи заботились о старушке. А когда пришло время выписываться, то всем стало понятно – идти домой старенькой, одинокой женщине нельзя. Не справится она одна. Позвонили сыну. Забирать к себе отказался.

Так и осталась бабушка в этом учреждении. Только уже на «социальной койке».

Поделиться ссылкой: