80 лет минуло с того страшного дня — 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война

80 лет минуло с того страшного дня — 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война

Ангел милосердия — санитарка Мария

31 мая Марии Митрофановне Супрун из Старовеличковской исполнилось 96 лет! Она — участник Великой Отечественной войны, служила санитаркой в эвакогоспитале. Эвакогоспитали — специальные подразделения медицинской службы Красной Армии спасли и вернули в фронтовой строй около 70 процентов раненых советских бойцов. Молоденькой девушкой Мария была направлена в 1943 году в ряды Красной Армии. Ту группу девчонок, в списках которой она числилась, распределили на курсы санитарок в военные и тыловые госпитали. Так начался боевой путь Маруси Тарасенко. И сразу в самое пекло — под Сталинград. Бомбежки, обстрелы, атаки, жесточайшие кровопролитные бои. Эвакогоспиталь располагался в военно-санитарном поезде. Поезд шел и останавливался в местах прошедших боев. Медперсонал не успевал принимать раненых и покалеченных солдат, работая круглые сутки. Беспрерывный поток контуженных, изувеченных бойцов. Все — на руки военных врачей, медсестер и санитарочек. — Мы были на передовой. Самые первые принимали всех раненых, — рассказывает Мария Митрофановна. — Здесь всем оказывали первую помощь, часто ампутировали руки и ноги. На наших девичьих плечах был уход за прооперированными. А это такие же, как и мы, — юные мальчишки, или совсем молодые мужики. Стеснялись мыть их, перевязывать. Но все надо было строго исполнять, приказ врача — закон. Маша, сестричка,если звал раненный боец, значит, у него есть еще силы бороться. А вот если замолчит — может шок болевой — лететь к нему, спасать в первую очередь.

КАК ЛЮДИ ПОМОГАЛИ ДРУГ ДРУГУ ВЫЖИТЬ

Прививку смелости и взрослости юная Маша получила еще в первые дни войны — в Ростовской области, где ее семью застала война. Она только успела окончить семь классов и начала работать в колхозе, как и большинство ровесников. Отца забрали на фронт. Мама осталась с четырьмя детьми. Маша — старшая. В 42 году стало известно, что наши войска пошли в отступление. Фашисты оккупировали Кубань и Ростовскую область. Колхозники угоняли из станиц и хуторов скот, технику, вывозили зерно, продовольственные запасы и вынуждены были покидать свои родные места. Немцы захватывали станицы, заселялись в дома, отбирали у людей скотину, зерно, овощи, продукты. В хату, где жила семья Марии, набилось несколько семей. Были маленькие дети, все хотели есть и пить. А вода была только в одном колодце. Идти далековато и небезопасно — в хуторе немцы. Вызвалась идти по воду Маруся — самая старшая и смелая. Ей шел 17-й год. Было страшно, но без воды малыши могли не выжить. Зашла в хату, а там два фашиста жарят мясо. Один перегородил дорогу дивчине и начал приставать. Уворачивалась и только повторяла, мол, не понимаю, ничего не знаю… То ли ему надоело, то ли кто помешал, но он отпустил свою жертву, пнув так, что Маруся вылетела кубарем во двор. Не помня себя от ужаса и боли, вернулась с пустым ведром домой. Взрослые женщины понимали, что оставаться в этом доме девушке опасно. Фашист обязательно за ней вернется. Так уже было не раз на хуторе. Марусю отправили к незнакомым людям — старикам на окраину, куда немецкие солдаты не заходили. Чужие люди приютили беглянку, подлечили и сберегли.

ВЫНЕСЛА С ПОЛЯ БОЯ И ЖИЗНЬ СПАСЛА

После освобождения хутора от оккупантов Мария записалась добровольцем в ряды Красной Армии. Боевое крещение под Сталинградом только укрепило дух хрупкой, как тростинка, девушки. Боевой настрой и веру в победу давали сводки с фронтов —советские войска гнали фашистов нашей Родины и перешли к освобождению Европы. 1944-45 годы Мария прослужила в эвакогоспитале на польской земле в городе Новы Сонч. Город «прославился» нацистскими гетто для польских евреев. Сотни тысяч советских солдат и офицеров полегли в Польше, освобождая страну от фашистов. Военные медики работали на пределе возможного. Сколько на их счету спасенных жизней — не сосчитать и не упомнить! Но про одного дорогого ей человека санитарка Мария Тарасенко помнит всю свою жизнь. — Дело было в Польше, — вспоминает Мария Митрофановна. — На построении медперсонала главный врач вызвал комсомольцев на шаг вперед. Я вышла. Меня снарядили полевой сумкой с бинтами и йодом и направили на зачистку территории после боев. Поехали мы на машине. В помощь дали четырёх солдат и носилки. Первых раненых и убитых уже вывезли, Наша задача была обойти территорию еще раз, чтобы убедиться, что живых там нет. В первый день мы нашли 6 тяжело раненных наших солдат. Во второй — еще 7. Кто был засыпан землей, кто под орудием лежал, а кто под убитыми… 13 спасенных бойцов поместили в отдельную палату и Марию закрепили за ними. Первым делом в госпиталях завязывался разговор — откуда родом, видели или, может, слышали про отца, брата, мужа… Маша спросила — есть ли кто с Кубани?Откликнулся один боец. Оказался земляком, из Старовеличковской! И в одном бою воевал с отцом Марии. Трифон Григорьевич Саранчук был председателем соседнего колхоза. Вот это встреча! Весь госпиталь радовался и плакал вместе с нашими земляками, повстречавшимися на чужбине в лихие годы такой войны!

НАСТОЯЩИЙ СОЛДАТ — МАРИЯ

Марии так хотелось сделать хоть какой-нибудь подарочек односельчанину. Она побежала на склады, где ей выдали пайку хлеба с маслом и солью, предназначенную как медперсоналу. Маша протянула краюшку Трифону Григорьевичу. — Спасибо, дочка. Но на войне все равны. Мы все солдаты одной Родины. — сказал ей земляк. — Раздели этот хлеб на всех. И Мария подошла к каждому в палате. Солдаты отламывали по крошке и благодарили. Последний кусочек достался Трифону Саранчуку. Он сказал, что никогда не забудет Марусю, которая спасла ему и многим солдатам жизнь и поделилась последним куском хлеба. — Маша — ты настоящий солдат. С такими бойцами нас не победить никакому врагу!- эти слова Трифона Григорьевича Мария пронесла в сердце через всю войну. Они дали друг другу слово, что обязательно встретятся после войны в родной Величковке. Трифон Саранчук был тяжело ранен, и его направили на лечение в тыл. Мария продолжала служить в эвакогоспитале. В январе 1945 года советские войска освободили от немецко-фашистских захватчиков Польшу. Эвакогоспиталь действовал еще до конца года. За свою верную службу и выполнение долга рядовой Мария Тарасенко получила знак «Отличник санитарной службы». Вернулась в Старовеличковскую. Отец возвратился с фронта инвалидом, мама умерла еще во время войны. Мария пошла работать в колхоз. Здесь встретила свою вторую половинку. А перед самой свадьбой и случилась та встреча с земляком, спасенным ею на войне. Трифон Григорьевич прошел всю войну и снова стал председателем соседнего колхоза. Пережил семейную трагедию — на глазах жены фашисты надругались и сожгли его дочь. Названной дочкой считал Марию.
На свадьбе перед всей станицей благодарил Марию Митрофановну за свое спасение и подарил молодым крупную сумму денег. Они сумели купить на них кровать и радиоприемник, чему были очень счастливы. В течение всей жизни Мария Митрофановна и Трифон Григорьевич не забывали друг друга, общались. После его ухода из жизни отношения поддерживаются уже с его потомками. История спасения, невероятной доброты и человечности, хранится семьями простых солдат — участников Великой Отечественной Марии Супрун и Трифона Саранчука. Наш народ выстоял и победил в той войне благодаря тому, что каждый был готов подставить плечо другому и отдать последний кусочек хлеба.
Ольга ГОЛУБЬ.

 

Поделиться ссылкой: