С юбилеем. БАМу – 50!
В зной и пургу…
БАМ-стройка века, мы часто слышали эти слова. В следующем году магистраль отмечает юбилей!
Молодое поколение немного знает о масштабной стройке. Стоит рассказать им о людях, принимавших участие в строительстве БАМа, чтобы ещё раз показать, что место подвигу есть и в мирное время. На стройку ехали со всех уголков нашей страны. Многих привлекала романтика, неизвестные места, предстоящие трудности, желание проверить себя. Некоторые и не подозревали, в каких сложных геологических и климатических условиях им придется жить и работать. В зной и пургу героически трудились комсомольцы-стройотрядовцы, наемные рабочие. Да, люди совершали трудовой подвиг. Конечно, не все выдержали. Но те, кто остался, преодолели все трудности, закалили свой характер, выполнили возложенные на них обязательства. Мужественные, стойкие, самоотверженные люди – по — другому не скажешь.
Мы с мужем тоже считаем себя бамовцами, хотя в стройке не участвовали. Но мы жили и работали на БАМе с 1980 по 1986 год. В 1980 году окончили Хабаровский педагогический институт. На комиссии по распределению нам предложили поехать в Солнечный район в поселок Дуки. Конечно, предупредили, что это на БАМе, что будут трудности. Мы подумали и согласились – не хотели сидеть на шее у родителей. Решили начать строить семейную жизнь самостоятельно. В августе 1980 года отправились в неизвестность с полугодовалым сыночком, взяв с собой детскую кроватку и проигрыватель «Корвет».
Восточная часть магистрали
Поселок Дуки (1939г.) расположен в очень красивом месте, на излучине р. Дуки, притоке р. Амгуни. Со всех сторон окружен сопками. Возник в связи с проектированием и строительством Байкало — Амурской магистрали. Люди заняты заготовкой и переработкой древесины. Очень богатый край: лес, пушнина, рыба, грибы, ягоды…Поселок известен еще и тем, что здесь обнаружили пропавший самолет «Родина», совершавший беспосадочный перелет. Экипаж — летчицы: В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко, М.М. Раскова. В поселке им установлен памятник.
Нас ждали
Весть о том, что приехали молодые учителя, быстро облетела поселок. Когда мы вошли в квартиру, выделенную нам леспромхозом, очень удивились — на полу в коридоре стояли мешок с картошкой, баночки с вареньем, таз с кетой и георгины в банке. Так встретили нас местные жители. Кто все это принёс, мы так и не узнали.
Новая жизнь
Дом был деревянный двухэтажный, на кухне печка, все удобства на улице. Нам, городским жителям, пришлось изучать строение печки и ее эксплуатацию. В доме жили учительские семьи (8 квартир). Нас окружили заботой и вниманием, помогали во всем.
Первое, с чем столкнулись, это огромные комары, мошка. Жара летом. Продукты и промтовары привозили 20 числа каждого месяца, разгружали, а на следующий день – весь поселок в очереди. Знакомились с родителями учеников, они с нами. Больше всего боялись наступления зимы. В октябре запуржило, похолодало. Первая зима испытывала нас на прочность. Мороз под -50. Если еще ниже, то дети в школу не идут. В январе разгулялась пурга, дома занесло по крыши, нашу двухэтажку по второй этаж. Люди привыкли: все знали, что два дня все сидят дома, пока не отгребут сугробы от домов. Школа закрыта — ведь учителям тоже надо откапываться. Наши мужья по очереди рыли тоннель под снегом, чтобы добраться до сараев, в которых лежали дрова (конечно, до пурги мы наносили их в квартиру, но не хватило). Ни о какой воде из колодца и речи быть не могло — до него не добраться. Поэтому носили домой снег, топили его – добывали воду. Представляете, сколько его нужно принести, чтобы сварить, постирать, искупать ребенка?! Через день зашумела техника – расчищала улицы. А через два дня потянулись вереницы людей – кто на работу, кто в школу. Поселок оживал. Первые годы мы работали в деревянной маленькой школе, а в 1985году была построена двухэтажная кирпичная, наконец-то можно снять валенки и во время уроков ходить в сапожках. Так в первый год мы прошли школу мужества. Не раз вспоминали строителей БАМа, молодых людей, которые приехали покорять этот суровый край. Конечно, им было в сто раз труднее – работали на морозе, по пояс в снегу, многие особенности местной зимы не представляли (начиналась в октябре, а заканчивалась в мае).
Самые лучшие годы
Весной природа оживала. Невозможно было оторвать глаз от розовых сопок – зацветал багульник. Всё было удивительно: море грибов, ягод, рыбу хоть руками лови (но в речку не войдешь – ледяная вода). По дорогам ползут лесовозы — везут огромные бревна. А больше всего удивляли люди – открытые, доброжелательные, готовые всегда прийти на помощь. Летом в отпуск мы уезжали в Хабаровск. Гордились, что не сбежали, как другие, что нас приняли, уважают, идут за советом. Вскоре у нас родилась дочь (в октябре). Из больницы добирались в санях на лошади, машины уже не проходили. Но мы только посмеивались – ко всему уже привыкли. Так прошло шесть лет. Решили вернуться в Хабаровск. Провожал нас весь поселок: и учителя, и ученики, и их родители, друзья, с которыми мы до сих пор вместе. Одна из подруг живет под Ростовом, другая – как и мы – в Калининской. Не раз позже мы приезжали в поселок в гости.
Эти годы мы всегда вспоминаем с теплотой и радостью. Считаем, что они были прекрасными: укрепили нашу семью (в браке 44 года); росли детки, нас окружали отзывчивые люди и преданные ученики. Мы были счастливы! Рассказывать об этом могу бесконечно, но это будет уже книга воспоминаний, а не статья.
Да, мы не строили БАМ, но мы преодолели трудности, работали — учили детей. Считаю, что по праву мы можем поздравить всех, кто жил и трудился в тех местах!