К 140-летию Якова Тараненко
В октябре нынешнего года исполняется 140 лет со дня рождения человека, прославившего свою малую родину — станицу Гривенскую — Якова Михеевича Тараненко.
Напомнил об этом внучатый племянник знаменитого гривенца Сергей Тараненко. С нашей газетой он уже не один год поддерживает тесную связь. Благодаря ему и собранным им богатым архивным материалам на страницах «Калининца» к предыдущему юбилею Якова Михеевича вышла большая статья «Жизнь посвятил казачьей песне».
Ещё по инициативе Сергея Викторовича и при поддержке тогдашнего атамана Александра Ивановича Васильченко в станице Гривенской, на территории единственной в районе казачьей школы (СОШ № 13), была установлена мемориальная доска Я. М. Тараненко.
Сегодня, в связи с 140-летием со дня рождения знаменитого земляка, напомним нашим читателям о нём и его заслугах перед Отечеством.
Певческий хор Кубанского казачьего войска
Предтечей всемирно известного Государственного Кубанского казачьего хора стал Певческий войсковой хор (в первые годы — мужской ансамбль из восьми человек), созданный по инициативе протоиерея Черноморского казачьего войска К. В. Россинского. Долгие годы ансамбль состоял при войсковой соборной церкви и исполнял религиозные песнопения.
Мальчиков в войсковой хор отбирали строго по приказу. Регент приезжал в станицу, где по требованию атамана в правление вызывали десять–пятнадцать мальчиков, и им нужно было что-нибудь спеть под скрипку. Иногда талантливых ребят забирали в хор даже без согласия родителей.
Жизнь юных певчих была нелёгкой, а нагрузки — непосильными. Поиском одарённых мальчиков и их отбором в станицах Кубанской области занимался Григорий Митрофанович Концевич. Он готовил их не только для войскового хора, но и для отправки наиболее способных певчих с хорошими голосами в Тифлис (в хор Кавказского военного округа) и Петербург (в Придворную певческую капеллу).
Во время одной из поездок опытный музыкант выбрал из представленных ему казачат станицы Новонижестеблиевской Яшу Тараненко. Мальчик с удовольствием пел в войсковом хоре, а когда вырос, стал учителем пения в войсковой учительской семинарии. В 1907 году от Кубанского войска он получил направление на учёбу в регентское училище.
К счастью, в одном из ведущих хоров России — Придворной капелле — преподаватель (в 1837–1839 гг.) знаменитый композитор М. И. Глинка с большим энтузиазмом взялся за вокальное и теоретическое обучение малолетних и взрослых певчих. Его идею поддержали М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков. Они открыли общеобразовательные классы для малолетних певчих, где было хорошо налажено профессиональное музыкальное образование, организован оркестровый класс, и большое внимание уделялось регентскому отделению.
Как только Яков вернулся в Екатеринодар после окончания регентского училища С. Смоленского, его назначили регентом Певческого хора Кубанского войска. Благодаря трудам Якова Михеевича хор вскоре засверкал исполнительским мастерством.
Этапы большого пути
Яков Михеевич Тараненко (1885–1943) родился в станице Гривенской. Регентом войскового хора он трудился в 1909–1913 и 1917–1919 годах. В 1920–1921 годах руководил Кубанским Черноморским хором, затем до 1937 года был главным дирижёром Кубанского казачьего хора, а с 1937 по 1941 год — художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков.
Кроме того, он преподавал в войсковой учительской семинарии, музыкальном училище, Кубанской консерватории и музыкальном техникуме.
В 1911 году, во время торжеств по случаю 100-летия Войскового певческого хора на Кубани, в Екатеринодаре и Тамани прошли пышные празднества, в том числе церемония открытия памятника первым запорожцам — переселенцам. Юбилейные концерты, проходившие под руководством Якова Тараненко, произвели большое впечатление на публику. Кстати, Яков Михеевич — автор замечательных музыкальных произведений для хора; особенно высоко в местной печати критики отзывались о его сочинении «Волга».
Перед Великой Отечественной войной Яков Михеевич, помимо работы художественного руководителя и дирижёра ансамбля, преподавал в Краснодарском музыкальном училище.
В августе 1942 года, будучи ослабленным болезнью, Яков Михеевич некоторое время опекал хор в Ильинской церкви. Он скончался в ноябре 1943 года. Похороны были торжественными: отпевание совершил в Ильинской церкви сам архиепископ.
Документов о месте погребения в архивах не обнаружено.
