Горизонты фермера Константина Головина

Когда рисоводы района только начинали убирать влаголюбивую культуру, позвонила в Гривенскую Александру Гудыму, которого знаю уже много лет как одного из успешных фермеров, занимающихся в том числе и выращиванием риса, много раз принимавшим участие в краевой ярмарке-выставке. Спросила его: «Как дела? Какие перспективы на урожай?». В ответ услышала, что все нормально. А потом с присущей ему скромностью Александр уточнил, что стало для меня неожиданностью: «Писать обо мне не надо, нет нынче ничего особенно выдающегося. Вы лучше о Головине напишите, у него рис знатный. В прошлом году был самый урожайный в районе. Наверное, и сейчас не хуже».

Решила уточнить у начальника информационного консультативного центра Олега Ермолаева. Тот подтвердил, что среди рисоводов Константин Головин выделяется с лучшей стороны, и о нем было бы неплохо рассказать на страницах «Калининца»: «Я поговорю с ним и дам ваш телефон, договоритесь, когда встретиться».

Звонок не заставил себя ждать, только вот встречу со дня на день пришлось откладывать более двух недель. Мешала непогода, из-за которой комбайны не выходили в чеки, а еще моя занятость другими материалами, поездки и другие встречи.

И вот, наконец-то, в середине прошлой недели — встретились. Он оказался гораздо моложе, чем я думала, и далеко не богатырского телосложения. Лицо показалось знакомым, впрочем, за четыре десятка лет работы в «Калининце» общалась или, как ныне модно говорить, — «пересекалась», наверное, не менее чем с третью взрослого населения района. Потому все лица и могут казаться знакомыми.

Но зрительная память меня не обманула или почти не обманула. Оказалось, Константин Викторович — внук Виктора Васильевича Игнатенко, фермера, работавшего когда-то в государственной инспекции по закупкам сельскохозяйственной продукции, в обществе охотников и рыболовов. С ним в Старовеличковской нам довелось быть соседями в двухэтажном восьмиквартирном доме, что на углу Красной и Братьев Шаповаловых. Очевидно, во внуке немало общего с покойным дедом. И не только — острый взгляд голубых глаз, но и беспокойный характер, какое-то неуловимое притяжение, бьющая через край позитивная энергия.

Принял эстафету от деда

После окончания школы родители настояли, чтобы Костя поступил на юридический факультет Кубанского аграрного университета. В студенчестве он еще не до конца осознал, что выбор профессии ошибочный. В 2012 году получил диплом и два года работал в одной из краснодарских фирм. Этот небольшой отрезок своей жизни Константин считает самым нелегким, так как совершенно не предназначен для кабинетной, бумажной работы.

В 2014 году, когда умер дед, встал вопрос о том, кому принять его эстафету? Земли сельскохозяйственного назначения в ту пору у семьи уже было немало. Выбора, впрочем, особого не было. Единственным представителем мужской половины, который по возрасту и кипучему энтузиазму, передавшемуся от деда, был Константин. Ни разу, как утверждал мой собеседник, не пожалел он, что занялся землей.

Чеки раскинулись на 270 гектаров

Мы долго петляли по грунтовке среди рисовых чеков. По небольшим мостикам переезжали через почти безводные сейчас каналы. «Дорого обходится вода для залива чеков?», — спросила я. Константин не стал уточнять, только обобщил: «Вы же сами знаете, как последние два года цены на все расти стали. К примеру, на удобрения они выросли более чем в два раза. Солярка тоже подорожала, только цена закупочная на зерно не радует. Ну, не буду говорить о трудностях, а то подумаете, то все так плохо, всем-то он недоволен… Я люблю землю, работаю на ней в удовольствие и планирую расширять хозяйство, увеличивать посевные площади, внедрять новые технологии, выращивать зерновые и зернобобовые культуры».

Сейчас у него 270 гектаров земли. Все в этом году только рисом заняты. А начинал с пшеницы, лука, кабачков, пока не восстановили чеки.

Я удивилась, как он управляется? Ведь образование-то не того профиля?

— У меня лучший в мире наставник, друг покойного деда, — Юрий Николаевич Масенко. В моих успехах львиная доля его заслуг.

Константин скромничал, ведь став фермером, он основательно занялся самообразованием, множество научных статей проштудировал за эти семь лет.

— Какие сорта риса выращиваете?

— В этом году «исток», «рапан-2», «наутилус», «патриот».

Машина неожиданно затормозила. Мой собеседник легко выпрыгнул из нее. Через считанные минуты он вернулся с увесистой рисовой метелкой.

— Вот, посмотрите, какая хорошая метелка у «патриота». Больше, чем у растений других сортов. За это он мне очень понравился. А на следующий год хочу попробовать итальянские сорта.

Комбайны приходится нанимать

Полного комплекта техники у него пока нет. Есть собственные трактор МТЗ – 80, экскаватор-погрузчик, раскосчик. Комбайны фермер арендует потому, что нерационально покупать дорогостоящие машины для имеющегося небольшого (в масштабах промышленного производства зерна) участка земли. Дешевле — нанять. Первые годы Константин все сельскохозяйственные работы выполнял вместе со своим отцом. Потом начал нанимать нескольких сезонных рабочих. Он посетовал: «Если расширять производство, как я планирую, то потребуются квалифицированные механизаторы, а их в последние годы очень мало. Вот еще одна проблема». Но на проблемах Константин не стал останавливаться, отметил существенную государственную поддержку, без которой, безусловно, было бы очень непросто выжить, сохранить свое дело.

Машину трясло на выбоинах и ухабах, а фермер, кажется, не замечал этого. Рассказывал, что для того, чтобы земля была щедрой, надо заботиться о ней. Вот в этом году сеять из-за непогоды пришлось позже обычного. Но отдача есть, потому что строго выполнили весь агротехнический комплекс работ. Удобрения вносили при севе, потом – в период вегетации растений — их подкормили и провели мероприятия по защите от болезней и вредителей.

Слева от дороги на земле лежали ровные валки еще не сжатого риса. Справа — чеки были не только убраны, но уже и вспаханы. Чтобы подкормить почву, фермер сеет после уборки сидераты (в этом году – горчицу). Потом, как немного подрастет – запахивает. Он уточнил, что убран рис уже с площади более чем в 160 гектаров. Если погода будет хорошей, то дней за десять жатва завершится. Урожайность пока радует, она на уровне прошлогодней – 90 центнеров зерна с гектара. Если оставшиеся чеки не окажутся хуже уже убранных, то будет хорошо.

Вдалеке у края чека комбайн загружал в грузовик зерно. С напором лилось оно золотым ручьем из высоко поднятого длинного устройства — трубы, похожей на хобот. Когда мы подъехали, грузовик уже уехал. Механизатор Дмитрий Кудинов оказался не очень-то разговорчивым и после того, как я сделала несколько фотографий, поспешил забраться в кабину своей современной, внушительных размеров машины. Загудел мотор, комбайн плавно «поплыл» вперед, подхватывая и «поедая» лежащий в валках рис.

По небу плыли легкие облака, было солнечно и тепло. Пусть же октябрь подарит больше таких благодатных дней, чтобы крестьяне смогли завершить осенние полевые работы. Этого я и пожелала Константину Головину, прощаясь.

Нина Короленко.

Поделиться ссылкой: